Как-то однажды летние дни в нашем немаленьком ИТ-подразделении проводились в одном очень интересном месте. Все, что нам написали организаторы, это было то, что мы проведем время «на одном прекрасном острове». Название острова организаторы не раскрывали, потом станет понятно, почему. Впрочем, пройдясь по интернету, мы название острова быстро вычислили — только один остров в окрестностях Таллина имел инфраструктуру для размещения более сотни «туристов» одновременно.
2
Итак, остров Найссаар, или как он раньше назывался, Нарген. Посмотрим, что про него написано в Википедии —
Из-за стратегического положения острова на подходе к Таллину фортификационные сооружения строились на нём с XVIII века, а в 1911 году остров превращён в «сухопутный дредноут», прикрывающий своими орудиями таллинский рейд.
В декабре 1917 года группа русских моряков провозгласила создание независимой Советской республики матросов и строителей под предводительством Степана Петриченко. В феврале 1918 года после захвата Таллина немецкими войсками русские матросы покинули остров.
До Второй Мировой войны на острове проживала коммуна эстонских шведов, а в период советской власти на острове располагалась военная база, и гражданские лица на него не допускались. В настоящее время база на острове расформирована, и его можно посетить для осмотра остатков военных сооружений и большого числа оболочек морских мин.
Добавлю, что «специализацией» острова в советское время была сборка прибывающих с завода морских мин. Далее после сборки в военное время их полагалось выставлять на морских коммуникациях противника.
В летний сезон добраться на остров можно на теплоходе «Monica». У теплохода есть свой сайт, правда там все на эстонском. Проезд на остров стоит 20 евро туда-обратно, еще за 5 евро можно взять велик. И если раньше теплоход отправлялся с пристани у Терминала D, то теперь, согласно сайту, он сменил прописку и переехал рыбный порт по адресу Kalaranna 1 (честно говоря, даже не знаю, где это:)).
Народ собирается у теплохода «Monica». Позади — Терминал D
Вид на старый Таллин из порта
Высотные доминанты Старого Таллина (слева направо) — труба ТЭЦ, церковь Олевисте, собор-музей Нигулисте, собор Александра Невского, Домский собор.
3
На кораблике
Яхта и маяк
1
Приехали на Найссаар. В порту стоят яхты.
Добро пожаловать на Найссаар!
Причалили. Заметьте, раньше прямо на пристани начиналась узкоколейка, по которой в глубину острова советские военные возили вооружения. Сейчас же поезд ходит только по части оставшихся рельс в глубине острова.
1
Часть приехавших садится в грузовик. Остальные поедут на поезде.
Поезд состоит из одного вагона, поэтому все не помещаются и остаются ждать.
1
Но вот поезд отвозит первую группу и показывается снова. Рельсы, как хорошо видно, на острове не очень ровные;)
2
Поезд подъезжает, выпуская клубы сизого дыма.
2
Теперь и мы сели и поехали. Поезд идет по рельсам со страшным скрежетом. Иногда его так мотает, что кажется, что вот еще немного и мы свалимся в канаву:)
1
Но доехали благополучно. Выгружаемся у турбазы
Рядом стоит старая советская ж/д техника.
1
Дальше на турбазе у нас последовала официальная часть — начальство и руководители отделов отчитывались о проделанной за год работе и достигнутых успехах. Потом начались «командные игры» — кажется в этот раз каждая команда должна была своими силами снять любительский фильм, используя цифромыльницу. Я же предпочел заняться более полезным делом -исследованием острова. Тем более что тут как раз висела его карта. Вон там в центре острова видны собравшиеся в одном месте рельсы железной дороги. Надпись на карте — «Минные склады». Туда я и направился.
Островные указатели.
На берегу моря. Вдали виден силуэт Таллина. То есть «большая земля» на самом деле совсем близко.
3
На берегу моря.
2
Место для пикников.
1
Тут мимо проехало местное транспортное средство. Судя по внешнему виду грузовик — гуманитарная помощь Евросоюза эстонской армии, но сейчас он списан и оттуда. Кстати, сбоку кабина сильно напоминает старый советский МАЗ.
В центре острова раньше находилась минная база советского флота.
1
Сейчас база заброшена, рельсы заржавели и погнулись.
1
Ржавые бакены.
1
К заброшенным корпусам ведут кривые рельсы. Тут еще, надо заметить, что дело было в июне, а в Эстонии это самый комариный месяц. Сколько в лесу было комаров — страшно себе представить. Я сорвал две ветки и обмахивал себя буквально в режиме вентилятора, только так удавалось хоть как-то отбиться.
А это уже рядом с турбазой — экспонаты местного мини-музея.
На острове еще осталась какая-то узкоколейная техника.
В домике находится музей. Зайдем?
На веранде. Экспозиция рассказывает о трех периодах в военно-морской истории Найссаара — российском, эстонском и советском.
Вот так в советской армии назначались пароли для караулов.
Ужасы нашего городка:)
1
Вдруг проснется?
Ленинская комната.
Библиотечка лениниста:)
Ленинская комната является центром…
Экспозиция музея
Экспозиция музея
От Камаза осталась одна буква М
А вечером, после того, как все посмотрели отснятые «фильмы», на турбазе началась викторина. Тут сразу стало понятно, почему организаторы держали в тайне название острова, куда едем. Вопросы викторины были посвящены острову Найссаар, поэтому они боялись, что самые хитрые успеют что-то прочитать про это место и за счет этого получат преимущество. Впрочем, я ни в викторине, ни в последовавшей эа ней дискотеке участия снова не принимал, продолжив исследование на этот раз уже вечернего острова.
4
Створный знак и остатки советских пограничных сооружений.
1
На створный знак можно залезть вот по такой лестнице.
Вид со створного знака.
3
На берегу моря в сумерках
2
Тут мимо пролетело НЛО.
1
А это у турбазы такой «трансфер» :) На этом грузовике нас утром везли обратно в порт.
1
Мы опять на кораблике, едем обратно в Таллин
Старый Таллин, Батарейная тюрьма и новый музей — Летная гавань.
4
Батарейная тюрьма и подводна лодка «Лембит», еще на улице. Но скоро ее уже перетащут в ангар.
2
Горхолл, вид с моря. Видите это приземистое сооружение на берегу моря? Раньше это был самый большой в Эстонии концертный коплекс, его построили к Олимпиаде-80. Концертный зал там и вправду был огромный, позволявший заезжим артистам собирать огромную аудиторию. Но потом Горхолл потребовал ремонта, денег на который власти выделять не захотели, тем более это сооружение считается «уродливым наследием советской оккупации» (несмотря на то, что именно архитекторы с эстонскими фамилиями в свое время получали государственные премии за весьма инновативное по тем временам сооружение). В итоге в Рокка-аль-Маре была построена баскетбольная арена A.le Coq, переманившая у Горхолла всех артистов. Да, новая арена более современная, но в качестве концертного зала она подходит не очень, даже несмотря на успешно проведенное там «Евровидение». Все же настоящий концертный зал — это должен быть полноценный амфитеатр, а не узкая прямоугольная коробка. А Горхолл с тех пор вот уже много лет пытаются снести, да только таллинские власти, стоящие в оппозиции к эстонскому правительству, всячески этому препятствуют. Вот и последняя новость проскочила недавно по радио — власти теперь пытаются продать Горхолл частями, чтобы на деньги от проданного ледового холла и кафе отреставрировать основную арену.
3
Наконец мы прибыли обратно в Таллин, пройдя мимо стоянки круизных лайнеров.
2
Вобщем, вот такое путешествие. Если кому интересно, на остров Найссаар можно съездить и самому, даже без ночевки, просто мало кто знает о такой возможности. Я бы сам там на велосипеде покатался, а то остров достаточно большой и пешком его просто не обойти.