Мои воспоминания о Неаполе превратились в запутанный клубок из испуга, ужаса и восхищения. Попробую распутать нити и наконец, определить свое отношение к этому городу.
ОБ ИСПУГЕ
Отпуск подходил к концу, и настало время проститься с Амальфитанским побережьем, поразившим меня в самое сердце своей красотой. Из города Амальфи мой путь лежал в Неаполь, где я должна была провести два с половиной дня.
Из окна такси, я во все глаза смотрела на дорогу, петляющую среди гор. Мимо проплывали и оставались позади полюбившиеся амальфитанские пейзажи. Я грустила, и, бросая прощальные взгляды, обещала себе обязательно сюда вернуться.
6
Резвая машинка с каждым поворотом увозила меня все дальше и дальше от сказочного побережья, превращая Амальфитану в воспоминание. Я с тревогой и надеждой думала о встрече с Неаполем. Чем встретит меня город? Я гнала от себя думы о тех негативных вещах, которыми пестрят отзывы о Неаполе.
1
— Крупный город, — думала я, — вполне понятно, что есть неприглядная сторона жизни, а что до криминала, так какой крупный город им не богат.
Неаполь представлялся мне похожим на Барселону. Все хорошо, но надо соблюдать технику безопасности и не расслабляться.
2
Из задумчивости меня вывел голос водителя.
— Napoli, — бодро сказал он.
Мы съезжаем с шоссе, и, проехав немного вдоль моря, сворачиваем на какую-то улицу, по обеим сторонам которой стоят многоэтажки, готовые в любой момент рухнуть на наши грешные головы.
3
Мы едем медленно, улицы сменяют друг друга и с каждым поворотом картины вокруг делаются все более страшными. Мы маневрируем между куч мусора и людей в мятой и грязной одежде. Я с тревогой смотрю на окружающие нас дома. На всех фасадах флагами весит постиранное белье. Время от времени я вижу, как из окон верхних этажей на веревках спускаются пластиковые ведра. Люди, стоящие внизу, что-то в них складывают, и ведра взмыв вверх исчезают в окнах. Как оказалось, из-за отсутствия лифтов при помощи ведер совершаются покупки
3
Я не верю своим глазам. В мозгу мелькают неприглядные кадры старого фильма «Отвратительные, грязные, злые». Липкий страх заползает в душу. В каждом неопрятно одетом прохожем я чувствую угрозу.
2
Где-то, на краю сознания, еще теплится оптимистичная мысль, что трущобы вот-вот закончатся, и мы окажемся на светлой стороне Луны.
2
Автомобиль делает еще несколько поворотов и останавливается около входа в здание, на котором красуется корона из 4-х звезд и гордое название «Hotel Suite Esedra».
2
Я в даже страшном сне не могла себе представить, что вот так могут выглядеть 4-х звездные люкс отели!
Дневной портье явно не рад ранним гостям. Его улыбка и выражение глаз не дружат между собой. У меня это вызывает еще большее напряжение.
Мой страх, тут же распушив хвост, хватает меня своими липкими лапами и начинает кружить, рисуя все более и более страшные картины! Я уже вижу, как под покровом ночи этот портье страшно ворочая глазами с кинжалом в зубах, врывается в номер.
2
Здравый смысл прогоняет наваждение, ведь на дворе утро и очень хочется верить в лучшее.
Оставив вещи на попечение портье, я отправилась знакомиться с городом.
ОБ УЖАСЕ
В тот момент я еще не могла себе представить, что Исторический центр Неаполя это сплошные трущобы и рассадник криминала. То, чем гордятся другие города в Неаполе превращено в страшное и опасное место.
Днем Исторический центр внушает сострадание, а вечером он становится пугающим.
2
Меня поразила и ужаснула нелюбовь неаполитанцев к своему городу. Они попросту не видят красоту, в которой живут, портят ее и втаптывают в грязь. Помните фильм Бунюэля «Виридиана»? Неаполитанцам, как и нищим из фильма, больше нравится жить в грязи и безобразии.
С ужасом и состраданием я смотрю на несчастных сфинксов с отбитыми носами у входа в неаполитанский университет. Они стараются сделать вид, что не осознают своей искалеченности.
3
Галерея Умберто пытается скрыть прорехи в своей великолепной стеклянной крыше.
Но лужа от недавно прошедшего дождя, выдает ее с головой.
4
Королевский дворец извиняется за свой неряшливый вид. Он говорит: «Я красив, но время истрепало мои одежды и никто не хочет их починить».
4
Со слезами на глазах я смотрю на бедного, затертого миллионами рук и ног, лева у входа в собор Святого Януария. Он отвернулся и поднял лапу, будто стесняясь своего неприглядного вида и боясь превратиться в бесформенную мраморную глыбу.
1
Диковинные звери у старинных ворот застыли в ужасе от ожидания безвозмездного дара в виде безобразного граффити.
1
Мраморные скульптуры пытаются раствориться в обшарпанных стенах домов. Но им это не удается, и они вынуждены безропотно принимать свою судьбу.
В Историческом центре царит грязь и запустение. Фасады церквей взирают на все это в безмолвии.
1
Скорбная, недосягаемая для вандалов, Мадонна грустит, глядя со своего пьедестала на лежащую у ее ног убогость и разруху.
Был вечер, когда при скудном свете я пыталась всмотреться в ее лицо, и толи капли дождя, толи ее слезы падали на меня сверху. Вероятно, от этого у меня возникло чувство безысходности и ужаса! Сможет ли город сохранить свою красоту, если его жители ее не ценят? Ответ напрашивался сам собой, и от этого становилось тоскливо и грустно.
О ПРИМИРЕНИИ
Зачем я приехала в этот город, погрязший в грязи и невежестве? Лучше бы я провела это время на Амальфитанском побережье!
3
В этот момент я считала, что мое впечатление о Неаполе сложилось окончательно и его уже ничто не изменит. Город мне категорически не нравился.
3
Был вечер, с неба падали редкие дождевые капли, и я вдруг вспомнила, что целый день толком ничего не ела. Увидев людное кафе, я решила поужинать.
1
Вяло посмотрев меню, я заказала пиццу Маргариту.
— Говорят в Неаполе самая лучшая Маргарита, — подумала я.
1
Пицца, которую мне принесли, была не просто восхитительна, это было что-то совершенно невообразимое. Остановиться было невозможно. Нигде больше, ни до, ни после Неаполя, я ничего подобного не ела. Жизнь начинала налаживаться.
1
Поев и рассчитавшись, я мелкими перебежками отправилась в отель. Надо сказать, что дорога по темным переулкам Исторического центра до Корсо Умберто I не доставила удовольствия, но съеденная пицца грела желудок и душу. Капли дождя падали на землю все быстрее и быстрее.
1
Не успела я переступить порог отеля, как хлынул ливень. За стойкой рецепции сидел приятный человек и приветливо мне улыбался. Пока я бродила по Неаполю, дневной портье сменился и это было приятным сюрпризом. Мы немного поболтали с ночным портье, и я отправилась в свой номер. Закрыв за собой дверь и попробовав открыть окна, я загрустила. Но об этом я расскажу как-нибудь отдельно.
Я засыпала под шум дождя с мыслями о завтрашнем дне. Всю ночь мне снилось, как я ем великолепную пиццу Маргариту и смотрю фильм с детективным сюжетом.
2
Утро было солнечным и я, наскоро позавтракав, вновь отправилась исследовать Неаполь.
Быстро пройдя Корсо Умберто I, немного задержавшись на Пьяцца-дель-Плебишито (Piazza del Plebiscito) и поглазев на церковь Сан-Франческо ди Паоло
4
Я прошла через двор Королевского дворца, с сочувствием глядя на его неухоженность, и вышла на смотровую площадку. Мне определенно нравились открывающиеся отсюда виды. Передо мной стоял Кастель-Нуово
7
И открывалась панорама порта с Везувием на горизонте
5
Это было похоже на то, что я хотела увидеть в Неаполе.
Покинув Королевский дворец, я отправилась на набережную. Здесь все выглядело намного приятнее, чем в Историческом центре.
2
Я прогулялась по набережной и заглянула в Кастель-дель-Ово.
3
Замок-крепость, бывшая резиденция королей, меня порадовали. Здесь не было уродливой настенной живописи. Здесь были хитросплетенные переходы, время от времени заканчивающиеся смотровыми площадками, с которых открывались виды на Везувий и Неаполитанский залив
2
2
Теперь я понимала, что влекло сюда моего любимого художника Сильвестра Щедрина. И это примиряло меня с Неаполем.
Потом была поездка в Геркуланум, о которой я уже успела рассказать раньше.
Вечером я вновь попала в Исторический центр и почувствовала себя героиней детектива.
2
Я искала и не могла найти ответ на вопрос, почему неаполитанцы не любят свой город. Чтобы не мучить себя неразрешимым вопросом, я решила, что жители города больны. Неизвестная науке болезнь поразила их слепотой.
6
О ВОСХИЩЕНИИ
У меня оставалось всего полдня и мне надо было обязательно попасть в капеллу Сан-Северо. Еще в Москве, это стало для меня «идеей фикс» Два дня у меня ничего не получалось. В первый день я не сумела ее отыскать, а во второй день я пришла слишком поздно.
1
Стремясь сюда, я даже не предполагала каким это будет для меня потрясением.
Утром третьего дня, уже почти потеряв надежду, я отправилась по известному адресу. На мое счастье капелла была открыта. Заплатив денег и пройдя все рамки безопасности, я вошла в маленький зал.
Стены капеллы украшены скульптурами, каждую из которых хочется рассматривать бесконечно долго. Каждый образ полон символов и имеет свою историю. Но вся их красота меркнет перед скульптурой, находящейся в середине зала.
В капелле запрещено фотографировать, можно даже не искать способ. Это не удастся сделать даже на телефон. Но в Интернете есть фотографии и я их покажу.
4
1
1
Стоит сказать, что ни одна фотография не в состоянии передать то, что смог создать Джузеппе Санмартино. Его Христос под плащаницей вызывает такую бурю эмоций, что кажется, еще мгновение и сердце просто перестанет биться. Это надо видеть своими глазами.
Что до меня, то после капеллы Сан-Северо я поняла, что увиденное заставляет меня простить Неаполю все, и его ужасные трущобы и убогий отель, в котором я провела две ночи и даже слепоту его жителей.
Я хочу вернуться в Неаполь, чтобы еще раз войти в капеллу Сан-Северо и вглядеться в поразивший меня образ Христа.