Экскурсия по Кругобайкальской железной дороге оказалась одной из самых интересных на Байкале, оставила очень сильные позитивные впечатления и море красивых фотографий. В пути по железной дороге поезд останавливается в самых красивых местах, где открываются лучшие виды или расположены разнообразные строения: виадуки, мосты, тоннели, галереи… На каждую остановку дается времени по-разному, но около 20-40 минут, и одна большая (для обеда) - на 1-1,5 часа.
8
Остановка Маритуй. Самая впечатляющая. Сначала погода хмурилась...
Экскурсии проводятся круглогодично, зимой, осенью и весной по выходным, а в высокий сезон — каждый день со среды по воскресенье. Путешествие занимает целый день. В один день поезд стартует с иркутского железнодорожного вокзала, проезжает по части Транссиба, затем по всей КБЖД, доезжает до Порта Байкал, затем осуществляется водная переправа в Листвянку, оттуда автобусом возвращаются в Иркутск.
На следующий день маршрут зеркальный, т. е. едут в Листвянку, переправа, и от порта едут уже по КБЖД и до Иркутска. Чтобы поезд не перегонять, вот так чередуют маршруты. Нам достался первый вариант. Поезд отходит в 8 утра от жд вокзала Иркутска, здание которого нас даже удивило своей симпатичностью:
5
Здание иркутского ж/д вокзала, очень симпатичное. Отсюда стартует (или финиширует) путешествие по КБЖД.
Может, мы с мужем редко ездим поездами, но тут нас поразило то, что время отправления было указано по московскому времени! А разница с Иркутском у Москвы составляет 5 часов. Мы, как вкопанные, уставились на табло, пытаясь понять, в чем тут дело. Привыкли, что у самолетов время вылета указывается по местному времени.
Нас подвезли от гостиницы к вокзалу, четко сказав, что наш поезд отправляется в 8 утра, а тут 03:01. Вот ведь удивительное дело! Видимо, эту пантомиму работники вокзала видят уже в 1001 раз, так что нам тут же сердобольный сотрудник подсказал, что время московское. =)
На этой экскурсии предусмотрены вагоны 3 классов: I, II и III. Они отличаются удобством сидений, наличием столика, экскурсионного сопровождения и т. п., ну и конечно же, ценой. Один взрослый билет I класса стоит 3500 руб. Правда, у нас эти билеты входили в стоимость тура. Питание оплачивается отдельно. Хотя, честно сказать, от вагона-ресторана там было одно название. Все, что мы решились там взять — чай в пластиковых стаканчиках. Но обед у нас был включен на одной из остановок. Далее, что следует учесть: на отрезке пути от иркутского жд вокзала до Слюдянки (т. е. по Транссибу) есть электричество, показываются на дисплеях фильмы про Байкал, экскурсовод вещает на весь поезд из динамиков. И главное — вагоны отапливаются. А сама КБЖД не электрифицирована, поэтому никакого света, вещания экскурсовода и отопления там нет. Поэтому в плане тепла маршрут со стартом с иркутского вокзала выгоднее, вагоны успевают прогреться утром, и более-менее уютно, а если ехать наоборот — то сначала отопления не будет. Впрочем, летом это, возможно, не так уж важно.
2
Так выглядит вагон 1 класса, в котором мы путешествовали по КБЖД. Часть пути - отапливается, часть - нет.
В этом году были перебои с проведением этих экскурсий зимой, как нам сказали, вроде бы, в связи с приватизацией КБЖД. И наш поезд был самый первый в 2015 году, опять-таки, по словам экскурсоводов. Организаторы экскурсии (конкретно на КБЖД) оказались хитрецами: весь наш поезд состоял из вагонов 1 класса. =)) Поэтому, когда пришло время распрощаться с электричеством, и подразумевается, что экскурсовод переходит вещать в вагон 1 класса… сами понимаете. Гид ходила из вагона в вагон, к нам она заходила пару раз минут на 10… все время застревала где-то, люди даже сказали ей, что обижены невниманием. Обязательно узнайте, по какому «борту» вам достались места, стоят они одинаково, а пассажиры одной из сторон поезда получают преимущество на все время проведения экскурсии. Вроде бы при старте из Иркутска лучше садиться слева, лучше уточнить. На зеркальном маршруте — наоборот. Сначала думали, что пассажиры в равных условиях, ведь посреди пути как бы разворот…но нет, в Слюдянке поезд цепляют с другого конца, поэтому наиболее красивый вид из окна будет на всем протяжении пути с одной стороны.
Главное в этой экскурсии — созерцательная часть, поэтому тех, кому интересно и еще не видел, приглашаю посмотреть фотоотчет по КБЖД, где можно подробнее составить впечатление о том, что во время экскурсии можно увидеть: 1 часть альбома и 2 часть альбома. Во второй половине экскурсии, на мой взгляд, собраны самые впечатляющие виды. А здесь далее я расскажу про содержательную часть экскурсии.
Первая часть пути — по Транссибу, от Иркутска до Слюдянки — проходит без остановок, примерно с 8 утра до 12 часов. Но виды, на мой взгляд, тоже очень впечатляющие. Просто Байкала еще не видно.
11
Сказочные заснеженные пейзажи нам представали в окошке по пути по Транссибу. Жаль, пока остановки не было - любовались бы и любовались.
Затем в Слюдянке делают остановку на полчасика, пока состав цепляют к тепловозу, т. к. КБЖД не электрифицирована.
3
Ж\д вокзал Слюдянки. Поселение считается весьма крупным для Байкала (менее 20 тыс. чел), но внешне городок крупным не выглядит.
Здесь можно увидеть даже и довольно интересную достопримечательность — вокзал города Слюдянки — единственное в России здание, целиком построенное из белого и розового нешлифованного мрамора. Проект вокзала был разработан специально для Слюдянки и КБЖД.
2
Памятник одной из главных фигур для истории этого региона - Хилкову, министру путей сообщения.
Первоначально предполагалось построить в Слюдянке кирпичный вокзал, однако архитекторы и строители-итальянцы, которые занимались проектированием и строительством тоннелей и виадуков на КБЖД, решили изменить материал постройки. В 2005 году ВСЖД провела комплексную реконструкцию здания, воссоздав элементы архитектуры и интерьера начала XX века. Восстановлены ажурные решетки и каменная кладка, в самом здании появились номера отдыха, столовая, комфортный зал ожидания.
4
Внутри здания вокзала Слюдянки, тихо и пусто, очень неплохо.
Затем, наконец-то, начинается путь по самой КБЖД. Сегодня под Кругобайкалкой имеют в виду ее западную часть от истока реки Ангара до Слюдянки, которая выведена из транзитного движения. Восточная же часть остается магистральной в составе Транссиба. До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги. Дорога протяженностью 84 км построена в начале XX века между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье озера Байкал. На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м. Самые протяженные: Каторжный — 538 м, Хабартуй — 548 м и Половинный — 778,4 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. Эти-то инженерные сооружения, помимо дивной природы, и составляют основной интерес при путешествии по КБЖД. Кстати, беспрецедентными были и сроки строительства этого грандиозного проекта — железнодорожный путь по берегу Байкала был построен за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). 30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкальской железной дороге. В годы ВОВ начались изыскательные работы по укреплению дороги, однако оценочная стоимость работ оказалась столь высока, что было принято решение полностью переключиться на достраиваемую в то время магистраль между Иркутском и Слюдянкой через горы. В итоге КБЖД постепенно пришла в упадок, крупные поселения вдоль нее захирели. Сейчас это интересный исторический памятник и туристический объект.
Итак, первая остановка — 140 км, Крутая Губа. Мысы Малая Крутая Губа и Большая Крутая Губа, пронизанные тоннелями, ограждают от байкальских ветров долину реки и бухту с пляжами, которые разделяют парные виадуки.
4
...а нужно еще посмотреть пару виадуков, прогуляться, размышляя, не обвалятся ли... =)
5
Первая остановка на самой КБЖД - 140 км, Крутая Губа. Мысы Малая и Большая Крутая Губа с тоннелями и парными виадуками.
Название станции и поселка «Ангасолка» идет от бурятского онгосо — лодка, судно, корабль, челнок.
Лично меня на этой остановке архитектурные сооружения не очень впечатлили, но были довольно красивые и умиротворяющие пейзажи.
6
и насладиться потрясающей красоты ландшафтами, немного окрашенными в розовый - от почек на деревьях, которые со временем обещают превратиться в сочную зелень.
4
Для любителей созерцать даже созданы все удобства. Жаль, поезд долго ждать не будет.
Далее была остановка Шарыжалгай. На этой остановке всем понравилось больше, потому что несмотря на вялые рекомендации гидов не слезать по насыпи к воде и не лазить на скальники, мало кто их послушал. Я поначалу побоялась скатиться кубарем с этого обрыва и не полезла, и муж принес мне честно добытый кусок льда из Байкала в руках. =)
6
Если присмотреться, толщина составляет см 10 в среднем, а то и больше.
14
Оцените прозрачность воды. Все видно, как будто ее и вовсе нет.
Здесь мы впервые повстречали «палаточников» и треккинг-туристов, с рюкзаками. Один нам гордо демонстрировал снятого клеща. =))
10
Остановка Шарыжалгай. Тут мы видели и отдыхающих на дикой природе в палатках (вон их палатки на фотографии справа), и встречали пеших туристов.
Архитектурыной достопримечательностью тут является Шабартуйский комплекс — железный мост первого пути «езда по верху», с пролетом между каменными опорами в 20 саженей, и двухпролетный, арочного типа, железобетонный виадук.
6
130 км. Шабартуйский комплекс искусственных сооружений - железный мост первого пути «езда по верху», с пролетом между каменными опорами в 20 саженей, и двухпролетный, арочного типа, железобетонный виадук .
4
Шабартуйский мост
А вот затем мы прибыли на самую впечатляющую, по моему мнению, остановку на КБЖД — Маритуй. Недалеко от станции Маритуй — на 123 км расположен Комплекс «Киркирейский» — комплекс тоннелей, один из которых — № 18 был построен в 1902—1905 гг. как однопутный (позже заброшен), а второй — № 18-бис был сооружен как двухпутный (в настоящее время действющий), причем поверху этого тоннеля был проведен железобетонный лоток (водоотводное русло) для ручья Киркирей. (Ручей Киркирей — от бурятского Хэрхирхэ, что означает ворчать, рычать, урчать.)
3
При осмотре комплекса "Киркирейский" даже дожде-снег принимался, мы уж и не надеялись на улучшение...
Но меня, честно сказать, несмотря на дикий восторг экскурсовода, которая в рупор рассказывала про эти тоннели, больше впечатлили даже не инженерные сооружения, а красота природы в этом месте. Мы довольно далеко прогулялись по обрыву вдоль берега, пока нам не сказали, что дальше нельзя — высока вероятность обвала.
6
Неправда ли, чудесная прогулка?
Там такие красивые и массивные скалы!
3
Кто хочет залезть и вызвать камнепад? =)
6
Каменюки очень живописные, но дальше нас не пустили - угроза обвала.
И очень красивый Байкал!
7
Дух захватывает.
А главное, что на этой остановке минут на 20 в небесной канцелярии над нами сжалились, и дали увидеть переменившиеся краски в лучах солнца, правда, перед бурей. =)
19
Здесь нам наконец удалось увидеть первые цветы Байкала. Богульник еще не зацвел, но прострелы (как называют их местные) радовали нас своими нежными желтыми оттенками и мохнатостью.
11
В общем, самые лучшие впечатления у меня остались от Киркирея! Далее — Падь Половинная (110 км). Живописная долина реки Половинной расположилась между Чайкиным утесом и мысом Половинный, сквозь которые проходят два тоннеля: самый короткий и самый длинный. Здесь у нас был обед (наконец-то!!!)! =) Местная бабушка накормила нас борщом, пельменями и чаем с выпечкой.
2
Несмотря на крайнюю степень сытости, мы честно осмотрели местные сооружения.
6
110 км. Падь Половинная, речка. Одно из наиболее любимых туристами мест отдыха на КБЖД. Живописная долина реки Половинной расположилась между Чайкиным утесом и мысом Половинный.
3
Мост через реку Половинная.
Название места происходит от имени реки Половинная, устье которой делит на две равные части расстояние между станцией Култук и истоком Ангары. В долине реки Половинной расположен жилой поселок. На мысе находится уютный песчаный пляж с местом для возможного ночлега в палатке. Перед станцией самый короткий тоннель КБЖД - 31 м, с названием "Чайкинский". При проезде через этот тоннель нужно обязательно загадывать желание! =)
А затем мы с куда большим интересом полезли осматривать стоящий «на приколе» паровоз, который еще пару лет назад возил поезда по КБЖД. Вот что мы уже не застали (это фото взято из интернета):
6
Когда узнали, что у нас паровоза уже не будет, расстроились, но все уточняли, может, он тут где-то стоит? Проводники сказали, что ничего не знают, «мы сами не местные…» =))) И вот мы его увидели в окошко неподалеку от остановки.
2
Тут поставили снятый пару лет назад паровоз, который раньше тянул составы по КБЖД. Отработал. Очень рады, что удалось увидеть.
Недолго думая, муж залез посмотреть, что там внутри. Мне были представлены документальные фотоматериалы. Я решила с моей ловкостью не лезть. =)
3
А вот котел внутри паровоза.
С этой остановки организаторам доооолго пришлось собирать народ, ведь на обед всем предлагалось прикупить настоек на местных кедровых орехах и на бруснике. =)))
6
Затем нам предстояло прогуляться пешком, наш поезд поехал вперед, чтобы дать нам возможность размяться и заодно осмотреть основные достопримечательности Половинной - тоннели.
Вскоре нам довелось осмотреть оставшиеся достопримечательности КБЖД — 102 км, Подпорная стенка «Итальянская». Свое название она получила в честь арок, напоминающих архитектуру Италии. Над проектом стены работал итальянец по фамилии Феррари. И еще нам было предложено прогуляться пешечком по тоннелю. Развлечение на любителя. =) Особенно учитывая, что некоторые туристы не поняли, что поезд будет ожидать нас впереди, и прихватили с собой свои чемоданы. Наши чемоданы, слава Богу, были в отеле и перед нами такая диллема не стояла.
2
Самый длинный тоннель на Кругобайкальской железной дороге - Половинный, протяженность его 778,4 м. Этот тоннель абсолютно прямой, и при входе в него видно выход, в отличие от многих других прибайкальских тоннелей, которые изгибаются по ходу. Вон та беленькая точечка в конце. Освещения там нет, фонари нам никто выдавать и не подумал. Хорошо, есть в телефоне.
От станции Уланово поезд уже прямиком довез нас до Порта Байкал.
5
В порту "Байкал".
6
В порту "Байкал".
Мы надеялись прокатиться на Хивусе — судне с воздушной подушкой, но нам достался кораблик. =) Ничего, главное, что мы благополучно уплыли в закат!
6
Переправляемся на закате в Листвянку. Экскурсия по КБЖД подходит к концу.
Далее нас благополучно и быстро довезли до отеля. Вот таким мы увидели маленькое путешествие по КБЖД. Мы, счастливые, посетили один из наиболее рекомендуемых ресторанов в Иркутске — Prego и остались совершенно довольны насыщенно проведенным днем. Да еще мужу по дороге в гостиницу и репетицию парада подвалила удача увидеть! =)