Путешествуя по Индии, невозможно пользоваться только каким-то одним транспортом. И, разработав маршрут Дели — Джайпур — Агра — Каджурахо — Варанаси, нам пришлось использовать на последних двух участках железнодорожные поезда. А на более длинных дистанциях мы пользовались индийскими авиалиниями. Там был приобретен тоже ценный опыт.
Прилетев в столицу, мы посетили за день основные достопримечательности Дели. Затем взяли машину Toyota Innova с водителем и гидом, на которой мы проехали по остальным двум углам т.н. «Золотого Треугольника» — через города Джайпур и Агру. В Агре мы оставили машину и дальше двигались поездами.
Первый отрезок пути около 200 км был от Агры до станции Джанси (Jhansi), а второй, дистанцией около 475 км — от станции Каджурахо до станции Варанаси.
На станции Джанси нас поджидала уже другая машина и с другим водителем, на которой мы доехали до городка Орчха (Orccha) и, осмотрев его достопримечательности, только к полуночи добрались до Каджурахо — самого "сексуального" места Индии, известного своими знаменитыми храмами со скульптурными изображениями эротических сцен.
Карта первого железнодорожного маршрута Агра - Джханси и далее машиной до Орчха
Вот этим опытом пользования железнодорожным сообщением мне и хотелось бы поделиться с нашими читателями.
Итак, первый отрезок пути Агра — Джанси. 25 декабря.
Ранний подъем, в 7.15 отъезд из отеля в Агре. На улице сильнейший туман — в десяти метрах ничего не видно. Кое-как добрались на нашей машине до вокзала и отпускаем водителя, с которым провели вместе четыре дня. Сам бы я никогда не справился с теми дорогами и хаосом движения, через который мы проехали.
Вокзал Агра. Холодное и туманное декабрьское утро
Вокзал Агры, как говорится — сплошной «базар-вокзал». Кругом ожидающие поездов люди. Сидят, или спят, укутавшись в одеяла, на холодном полу. На улице холодно — не больше 5–7 градусов тепла.
В ожидании поезда. Ранним утром еще очень холодно
Наш поезд-экспресс Дели — Бхопал (750 км) уже опаздывает на полтора часа. Вот тебе - на! А ведь нам предстоит еще проехать от станции Джанси до городка Орча, посмотреть там его достопримечательности и еще потом добраться до Каджурахо! Чувствую, что это будет заполночь!
У билетной кассы на вокзале Агра
Зайдя в вокзал, нас направили в залы ожидания — небольшие комнаты со скамейками. Есть комнаты отдельно для женщин и мужчин. Но, если женщины не против, то могут побыть и в мужской компании. В женской же комнате отдыха такое смешение полов не разрешается. Прямо внутри нашей комнаты отдыха был и туалет. Дверь в него была стеклянная, да еще и нормально не закрывалась — так что хорошо проглядывались все писсуары и то, что возле них делалось.
В мужской комнате зала ожидания вокзала Агра
Просидев там с часок, вышли на свежий и холодный воздух на перрон. Пока ожидали поезд, понаблюдали вокзальную жизнь — изредка к нам подходили нищие, продавцы сувениров и замков на чемоданы.
Спокойно постоять в ожидании поезда на перроне не удастся — постоянно кто-то подходит с протянутой рукой
Кто-то просыпался, проведя ночь на перроне на каких-то коробках и укрывшись одеялами. Ночь была холодная и туманная. Станционные торговцы, сменяясь, подсчитывали выручку и делились ею между собой.
К 9 утра туман рассеялся и пришел первый поезд. Судя по вагонам с маленькими и зарешеченными окнами, это был обычный train, возможно, идущий куда-то два-три дня и останавливающийся у каждого столба. К остановившемуся поезду тут же ринулись торговцы со всякого рода выпечкой, блинчиками и водой. Из-за зарешеченных окон потянулись руки с деньгами и полетели на чистый перрон использованные стаканчики, кульки и объедки.
Возле нас остановился вагон с надписью Sleeper, и я подумал было — это спальный люкс с купе на два места. Но, заглянув внутрь, увидел наш обычный общий вагон, до отказа набитый сидячими и лежачими пассажирами. Над головами у них в проходе висели громадные вентиляторы. Кондиционеры в таких вагонах не предусмотрены. Правда, проход показался уже, чем в наших вагонах. Но, как потом оказалось — индийские вагоны шире наших. Шире сантиметров на 15 чем российская, и сама железнодорожная колея.
В вагоне Sleeper Class свой комфорт
Когда этот поезд отошел, появились уборщицы с метлами и быстро смели с перрона на рельсы весь накиданный пассажирами из вагонов мусор. И перрон снова засиял чистотой. А кто убирает с рельсовых путей и когда? Вроде там, все же, не очень…
Наконец, подошел и наш поезд-экпресс, которым мы будем ехать до станции Jhansi. Все рассаживаются согласно местам, указанным в заранее взятых билетах. В вагоне всем пассажирам раздают воду в бутылках и еще какую-то ароматизированную с лимоном в запаянных стаканчиках.
На весь вагон есть две пары кресел, между которыми стоят справа и слева столики и нам повезло с такими местами. У всех других кресел столики вмонтированы в спинки передних кресел — как в самолетах.
После каждой остановки по вагонам ходит, проверяя билеты и сверяясь с напечатанным списком, старший по поезду. Не успел наш поезд тронуться, как к новеньким пассажирам подошел официант, дал по бутылке воды и предложил легкий вегетарианский ланч с чаем или кофе — все это входило в стоимость наших билетов. Нам ехать часа три и за это время наш гид Санджив рассказал о некоторых особенностях и правилах пользования индийскими железными дорогами.
По протяженности железнодорожных путей, индийские ЖД стоят на четвертом месте в мире, пропустив вперед США (224 тыс. км), Россию (120) и Китай (100). В Индии протяженность колеи около 70 тыс. км.
Просто так — захотел поехать, пришел в кассу и взял билет — здесь не получится. Все хорошие места нужно бронировать заранее. Для нас, туристов, существует сайт, на котором можно и нужно осуществить это бронирование — www.irctc.co.in.
Но, для начала, нужно на нем зарегистрироваться, а уже потом делать свой выбор. Это тоже не так легко — нужно знать типы вагонов и только тогда выбирать поезд и вагон. Если ехать недалеко, то лучше всего выбирать Сhair car — в котором мы и ехали. Это и недорого, и комфортно.
А если с ночевкой, то 2АС или 3АС — места в кондиционированных вагонах (АС — Air Condition). Первые — с двумя полками одна над другой (как в наших купейных), а вторые — с тремя- [[advice77373]]. Вагон типа Sleeper, лучше не брать — это как наш «общий» и там «вавилонское столпотворение». И просто на потолке крутятся громадные вентиляторы вместо кондиционеров.
Возле каждого ряда кресел на стенке вагона есть эл.розетки, из которых можно подзаряжать свои девайсы. Туалеты в тамбуре вагона двух типов — индийский — с «удобством» на полу и ««western style» — типа наших — «сидячих».
В общем, первая поездка по индийской железной дороге оставила приятное впечатление — ездить комфортно по стране вполне можно!
Индийский «экспресс» до Варанаси
Вторая поездка была ночным поездом из городка Каджурахо (Khajuraho), известного во всем мире как воплотившего в скульптурном искусстве при отделке своих храмов все многообразие половых взаимоотношений, до Варанаси — самого священного для индусов и одного из самых древних городов на Земле.
Для расстояния 475 км лучшим вариантом, посчитали мы, будет, конечно, ночной поезд. Ночь в поезде, утром — на месте. Эге! Приехали только далеко пополудни!
Есть в Каджурахо и аэропорт, но, единственная авиакомпания, выполняющая из него рейсы до Варанаси, монопольно подняла цены почти до 300 долларов. Для такого расстояния — это прямо грабеж.
Местные товарищи нам заранее забронировали билеты на ночной поезд, но, только получив их уже в Каджурахо, мы увидели, что наши места были в вагоне 3АС (это нормально), но с обозначением Middle & Upper — т. е. средние и верхние полки из трех возможных в плацкартном пространстве. Вагонов 1АС (места в них близки по стоимости к самолетам) и 2АС в этом поезде не было.
Вагон 3АС довольно комфортабельный — в нем мягкие сиденья
Поезд-экспресс № 21107 отправился из Каджурахо вовремя в 23.40 и должен был прибыть в Варанаси в 10.40 утра. Наши места оказались в последнем купе у выхода и туалетов (их там два — европейского и индийского типов). Попросив проводника найти нам другие места, он нашел только одно на нижней боковой полке. Утром выяснилось, что сам он спал на нижней в купейном пространстве в середине вагона.
Перед тем как улечься спать, проводник выдал всем по паре простыней и шерстяному одеялу — ночью было холодно. Матрасы, как у нас — в индийских поездах не предусмотрены. Считается, что мягкие сиденья вполне позволяют обойтись без них и простыня стелется прямо на сиденье.
Еще вечером проводник собрал с нас по сто рупий (как сейчас сто рублей) на завтрак. В 9 утра он еще спал сном праведника. Когда проснулся, поняли, что завтрак он будет покупать с рук на ближайшей станции и мы забрали у него деньги обратно. Возвращая деньги, он «обрадовал» нас еще и тем, что поезд опаздывает на четыре часа. В итоге поезд опоздал на 5 часов! Нормально! Один день в Варанаси пошел насмарку.
Картины пейзажей, мелькавшие за окном были крайне противоположны — хорошо ухоженные зеленые поля сменялись жуткими грязными пригородами городов и поселков. Некоторые места были похожи на прифронтовые города, по которым прошлись какие-то захватчики — разрушенные дома, от которых остались только часть стен, какие-то палатки и пространства, закрытые тряпками и тентами.
Кипятильника, как в наших вагонах, в индийских нет. И чай-кофе можно было купить только на остановках у многочисленных разносчиков-продавцов. Мы не рискнули — кто знает, из какой воды это было приготовлено.
Стоит ли ездить индийскими поездами? Конечно — ведь не всегда же они опаздывают. И нужно стараться, при возможности, не брать верхних полок в вагонах 3АС — уж очень там мало расстояния по высоте между полкой и потолком. И, если есть возможность, выбирать вагон 2АС — с двумя полками и с занавесками вместо дверей.
Ну, а на короткие расстояния хороши поезда с мягкими сидениями типа Сhair car, описанные в начале моего рассказа.
Другие материалы по Индии:
— Что можно увидеть за день в Дели?
— Обсерватория Джантар Мантар в Индийском Джайпуре
— Сокровища музея Альберт-холл в индийском Джайпуре
— Дворец махараджи в Джайпуре
— Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре
— Новогодний Варанаси
Теги:
Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия