Первую часть рассказа, в которой идет речь о Иерусалиме, смотрите здесь
Сперва я немного расскажу об истории Палестины. Палестина охватывает территорию современного Сектор Газа, Израиля, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и Иордании. Согласно Библии, переселившиеся сюда во 2 тысячелетии до н. э. евреи называли эту область Ханааном. У древних египтян основным наименованием этой земли было Рецену, прилагали они к ней и названия Пуенет и Тонетер (Божья земля). По-древнегречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия).
В 1-ой Книге Царств в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 г. до н. э.), впервые упоминается название Земля Израиля. По всей видимости, тут речь идет только о территории, завоеванной к тому времени евреями.
После распада единого Израильского Царства около 928 до н. э. на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное царство — Иудея. После завоевания Израильского царства Ассирией в 722 г. до н. э. название Иудея постепенно распространилось и привилось как наименование всей территории страны. Название Иудея сохранялось при власти династии Хасмонеев и при власти Ирода I. Во время римского владычества — Провинция Иудея.
В эллинистическом мире за этой областью, как провинцией державы Селевкидов, утвердилось название Сирия-Палайстина («Сирия Палестинская»). Впервые греческий вариант этого названия (Сирия-Филистея) встречается уже в сочинениях Геродота (V в. до н. э.). Название «Палестина» происходит от «Филистия» — названия заселённой в древности филистимлянами, части средиземноморского побережья нынешнего Израиля.
После того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы в 135 году н. э., он построил на месте Иерусалима языческий город Элия Капитолина и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть «Palaestina». Переименование было проведено с целью стереть память о существовании Иудейского царства.
С арабским завоеванием в 638 г. эта территория превратилась в провинцию халифата — Фаластын (арабская форма названия Палестина). Во времена английского мандата название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрeц Исраэль. В середине XX века от слова «Палестина» было образовано название «палестинцы», относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде оно определяло всех жителей региона и не носило этнической окраски.
После образования в 1994 г. Палестинской автономии и по сегодняшний день, название «Палестина» закрепилось за территорией Палестинской автономии, формально входящей в состав государства Израиль.
Доехали до границы с автономией мы довольно быстро. Территория Палестины отделена высокой бетонной стеной, охраняемой вооруженными израильскими военными. Туристические автобусы на КПП останавливают редко, но иногда все же такое бывает. Но даже в случае обычно все заканчивается обычной проверкой документов. После проезда КПП, мы оказались на территории города «Вифлеем».
Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата. Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается. Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь. Также город упомянут в Книге Иеремии. В этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом и красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому.
Мечеть располагающаяся рядом с Храмом Рождества Христова:
Но главную для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений.
Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предcтавляет собою образец древнего христианского исскуства.
Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 — 1180 гг.).Храм тогда был покрыт оловом. В 1482 г., вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского. В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.
1
Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь.
Внутренность храма имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн. На одной из колонн выбит крест. О его возникновении нам рассказали следующую притчу — однажды очередные захватчики Вифлеема решили разграбить храм, предварительно осквернив его. С гиканьем и смехом они въехали под своды базилики верхом на конях. И тут из камня храмовой колоны вылетел крестообразный рой пчел и, разлетевшись, больно искусал нечестивцев. А затем так же крестообразно собравшись, пчелы скрылись в той же колонне. Глубокие отверстия в форме креста на ней можно видеть и сегодня.
1
В 529 году восставшие против Византии самаритяне сильно разрушили храм. Мозаичный пол был засыпан толстым слоем пепла и битой черепицы. Вскоре, по просьбе прп. Саввы Освященного, его полностью восстановили мастера, присланные императором Юстинианом I. Прибыв перед началом строительства в Вифлеем, император пришел в ужас — причем не только от степени разрушения базилики. На расчищенном мозаичном полу он увидел национальный орнамент с элементами креста, который с самыми хорошими намерениями изобразили на плитке мастера из Месопотамии. Но получалось так, что все, кто входил в храм, попирали крест ногами. В перестроенной базилике сделали новый настил, под которым частично сохранилась до наших дней эта первоначальная мозаика:
1
В другой части храма располагается Алтарь Рождества Христова и пещера Рождества.
2
1
2
1
Вифлеемская икона Божьей Матери:
1
Эта икона подарена базилике Рождества Христова русским императорским домом. Этот образ принадлежит русскому письму. Это единственная из прославленных икон Богородицы, на которой она улыбается. Икона уважается в Палестине христианами и мусульманами.
Далее мы спустились в пещеру Рождества. Туда ведут две лестницы. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время нравая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Пещера Рождества Христова, находиться под православным алтарем. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены.
Внутри пещеры фотосъемка не приветствуется, поэтому ее фотографий я не сделал.
Опишу пещеру словесно. В пещере, в восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам.Вход в капеллу яслейПочти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением этого события.
Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями.
Далее еще несколько фотографий храма. Освещение в храме очень слабое, поэтому большинство фотографий получились нечеткими или слишком темными.
2
Храм Рождества Христова в разные годы ремонтировали усилиями византийских императоров, английских и французских королей, русский царей. Особенно богатые дары: паникадила, колокола присылали сюда последние наши государи — Александр III и Николай II. Много жертвовали Вифлеемской церкви русские монастыри, купцы и даже крестьяне, приходившие сюда паломниками. Вот некоторые из этих даров:
За эти богатые вклады и сообразно числу ежегодных паломников правая апсида храма с 19 века была передана Русской Православной Церкви.
После спуска в пещеру Рождества Христова и освещения иконок, крестиков и другой религиозной атрибутики на Вифлеемской звезде, мы направились к выходу из храма. Там я также сделал несколько фотографий:
1
1
Статуя Георгия Победоносца:
Выйдя из храма мы немного прогулялись по городу:
А затем, сев в автобус, мы поехали к удивительному Мертвому морю. О нем я подробно расскажу в следующей части моего рассказа…