Осень нахмурилась, и сводки о грядущей погоде огорчили. Штормовой ветер, осадки в виде дождя и снега, понижение температуры, все это должно было совпасть со временем запланированной поездки в Кронштадт.
Давно собиралась увидеть вновь отреставрированный Морской Никольский собор, торжественно открытый в мае 2013 года. Знала, что крест на купол водрузили еще в 2002 году, а первая служба, после лихолетья поруганий состоялась раньше — 19 декабря 2002 года. Тогда в «кассовом зале» отслужили молебен св. Николаю и панихиду по морякам, погибшим на подводной атомной лодке «Курск».
Видела сияющий в ночи великий собор с воды, когда проплывала мимо, в Хельсинки, но время шло, а я все только собиралась посетить Кронштадт. И вот теперь нужно было договариваться с Осенью, чтобы смилостивилась и подарила мне для встречи с собором хороший день.
Осень улыбнулась, подумала и согласилась. Здесь на этой скамейке, в Петровском парке Кронштадта, она сидела, невидимая и грелась на солнышке…
5
Я встретилась с ней, поблагодарила за подарок и пошла к Якорной площади (когда-то на этом месте был склад якорей — откуда и произошло название).
В золоте листвы собор показался акварельным видением.
4
Затем видение обрело четкие очертания и наконец, собор предстал во всей красе.
25
«Под небом голубым, есть город золотой»… Голубой, летящий купол был почти такого же насыщенного голубого цвета, что и небо, а золотой декор гармонировал с золотой листвой дубов, окружавших собор!
8
Когда-то, при закладке собора 21 мая 1903 года, Николай II и его окружавшие, высадили вокруг храма 32 молодых дуба. Сто лет для дуба еще не возраст. Растут и сегодня. Многое помнят — видели.
3
Собор строили десять лет. 23 июня 1913 года, в год празднования 300-летия дома Романовых, его освятили.
4
6
7
На строительство собора, как издавна повелось на Руси, деньги собирали всем миром, особенно старались флотские люди, отчисляя на постройку своего собора четверть процента жалования. Однако все же более половины собранных денег было выделено из государственной казны. Храм был трехпрестольным: центральный придел в честь св. Николая — покровителя моряков, ведь Святой Николай всегда почитался как помогающий людям на водах. Кроме того, это святой, которого всегда очень почитали на Руси.
6
Правый в честь св. Иоанна Рыльского и левый — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. (Восстановленный храм уже четырехпрестольный. Четвертый в честь Казанской иконы).
Архитектором собора стал профессор Института гражданских инженеров Василий Антонович Косяков.
И в убранстве самого собора, и даже площади перед собором, наряду с христианской символикой, присутствует морская тема.
Даже кресты над главным куполом и контрфорсными куполами выполнены в виде корабельных штурвалов. Главный купол обрамляют спасательные круги, якоря, весла, как символы надежды на спасение, а канаты, которые переплетают эти элементы декора, призваны напоминать о связи человека с Богом.
15
Белые плиты на площади, прохожими не читаются, но если посмотреть на Якорную площадь с высоты, мы увидим контуры носа корабля и словно отраженный в воде огромный Т-образный крест на якорной основе, со штурвалом, такой же, как на куполе. (Подобный крест и сегодня характерен для коптской православной церкви в Египте).
3
Известно, что архитектор Косяков, перед тем, как приступить к работам, ездил в Константинополь, так как желал построить свой храм по образцу храма св. Софии.
Таким образом, сегодня в мире только два храма с парящими куполами.
Огромное пространство собора залито солнечным светом и воплощает идею гармонии и согласия Бога и человека.
8
5
Переступая порог собора, мы в первую очередь смотрим вверх. Небо собора поражает красотой, масштабом и великолепием, но затем опускаем глаза вниз и видим удивительный мраморный пол, декорированный тонкой медной оправой.
4
Мозаичные изображения кораблей, рыб, даже медуз, вновь звучит морская тема.
2
в то же время земные символы нередко имеют и второе значение.
Так цапля — птица, симолизирующая мужество и стойкость (это единственная в мире птица, что не боится летать во время грозы и ливней). Цапля держит в клюве извивающуюся змею — символ искушения человека.
6
Павлин — это образ райской птицы, а орел — символ воли, побеждающей пороки.
2
2
Когда-то в эпоху раннего средневековья, когда в латинской Европе было очень мало грамотных людей, а спасение видилось в освоение Слова Божия, убранство храмов имело огромное значение.
4
4
Икона была (как писал Е.Трубецкой) Евангелием в красках. Смотрящий в храме на фрески, иконы, скульптуры, постигал смысл Библии.
Вот и теперь, поднимая глаза вверх, мы видим, а значит должны читать многое-многое.
Но все ли сегодня читается нами из того, что так хорошо понимал средневековый профан.
Вот четыре евангелиста по четырем сторонам света, традиционно под куполом собора.
3
«Тебя там встретит огнегривый лев и синий вол, исполненный очей, с ними золотой орел небесный»… А ведь это не только строчки старинного мадригала, так славно интерпретированного когда-то нашим современником. Это символы Евангелистов. Марк всегда изображается со львом, Лука с тельцом, Матфей с Ангелом, а Иоанн с орлом.
Вот Иоанн, с орлом. Он единственный из учеников Христа, который, вместе с Матерью Христа и еще двумя Мариями был при казни.
5
Люди ходят, фотографируют (и я фотографирую). Красиво! У входа табличка — фотографировать запрещено, но сегодня запрет снят и все, вооруженные средствами запечатления, стараются унести с собою частичку красоты.
3
3
Когда-то во времена Каролингов, грамотных людей называли dokti, а неграмотных — idiotae. Сам Карл Великий, именем которого и названо то время, обучился грамоте лишь к старости. Однако люди хорошо знали Священное Писание и читали глазами.
4
Сегодня мы все грамотные «доктора», а видим не только глазами, но и фантастической оптикой, но что мы понимаем, из того, что окружает нас в храме! Откликается ли наше сердце на увиденное!
Вот вираж с сюжетом чина Деисуса (что значит моление). Богородица и Иоанн Креститель предстоят перед Богом и молятся за земной мир. Что стоит за этим!
3
Когда Христос умирал на кресте, а рядом стояла Его мать, люди не смогли найти слов, чтобы выразить ту скорбь. На иконах мы обычно не видим лика Богородицы, стоящей у креста, потому что земные средства выражения бессильны.
Об этом благоговейном бессилии, очень кратко и емко сказала Анна Ахматова.
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А матери: «О, не рыдай Мене…»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Библия рассказывает об этом скупо:
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус. увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
На Востоке женщина не могла оставаться одна, без попечения мужчины — сына, мужа. Христос, терпя великие муки, имел заботу о земной жизни Своей Матери и усыновил Ей своего ученика Иоанна, а вместе с ним и всех людей на земле.
Вот почему именно Богородица молится за людей — ведь все они ее дети…
3
Храм на Руси всегда выполнял разные функции. Он мог быть и историческим музеем (в храмах часто хранились ключи от взятых в бою городов, знамена поверженных врагов и прочее).
4
2
2
Храм всегда был местом, где жила красота. Многие мастера в разных жанрах — иконопись, прикладное искусство, скульптура, выражали эту красоту через канонические образы и средства.
3
5
10
2
Храм всегда был домом музыки, где звучало прекрасное пение. Это был и просветительский центр, центр благотворительности. Нередко храм становился мемориалом.
4
3
Мраморные доски с именами погибших моряков с самого начала были закреплены и на стенах Морского собора.
4
Тогда в 1913 году на стенах были прикреплены 130 черных мраморных досок — имена моряков, отдавших свою жизнь за Родину. И Белые мраморные доски, на которых были выгравированы имена священнослужителей, погибших на кораблях, на которых служили.
5
Во время послереволюционного лихолетья эти доски с именами героев были сняты и вынесены из обесчещенного храма. Многое растащили, что-то пошло на устройство скамеек в банях.
После восстановления храма, восстановили и имена погибших. Они не просто свидетельствуют, тем паче «украшают» собор. Они просят молитв!
3
Какие бы функции не выполнял русский православный храм, его главное предназначение — быть домом молитвы. И осуществить это невозможно ни за какие государственные вложения. Только свободная воля людей, сюда приходящих, только сердца, горящие любовью.
«И душа с душою говорит»…
3
Вспомните «Курск». Тогда вся страна жила только одним желанием — спасти своих детей, своих героев. Как припадали мы к экранам телевизоров, в надежде узнать добрую весть о спасении.
Пресс служба врала, мы надеялись. Матери и жены стояли при кресте…
2
Потом, когда атомную лодку подняли, мы узнали из кратких записей в судовом журнале, как уходили из жизни моряки-герои. Последние из оставшихся стояли по пояс в ледяной воде и задыхаясь от дыма пели «Варяга».
«Наверх вы товарищи Все по местам
Последний парад наступает
Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“
Пощады никто не желает…»
5
На обратной странице последних записей судового журнала, один молодой офицер написал последнее послание своей любимой и единственной… Слова любви.
А старая песня, песня прадедов, еще звучала…
«Свистит и гремит, и грохочет кругом
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и гордый Варяг
Подобен кромешному аду.»
6
Когда лодку подняли, ту страницу из судового журнала дали прочесть жене моряка. Она умоляла отдать ей страничку, умоляла перед жадными до чужих слез телевизионными камерами. Но это было бы нарушением устава.
«Прощайте, товарищи, с Богом, ура!
Кипящее море под нами.
Hе думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.»
Где ей сегодня и через много лет можно услышать душу своего любимого!
«И душа с душою говорит».
4
Ах, как нужно, чтобы души говорили и разговаривали. Но для того, чтобы собор из прекрасного «дворца», архитектурного сооружения, стал намоленным храмом, нужна наша молитва и... время.
8
P.S
Неподалеку от восхитительного собора сидел нищий, с окладистой, пышной, седой бородой. Какой-то странный «нищий»…
3
Одет он был чисто и даже современно. Был благороден и полон достоинства.
Почему-то вспомнился маленький рассказ Алексея Ремизова, яркого писателя, стилиста конца XIX — начала XX века.
В моем свободном и очень кратком пересказе это могло бы звучать так.
Пришел Святой Николай на Русь — землю где народ его уж больно любил да почитал. Ходил-ходил по дорогам, по городам, весям и однажды притомившись, постучался в первую попавшуюся дверь. Вышел богач. Увидел бедного странника, да и стал его пытать: кто да откуда. Пускать бедняка в дом, богач не хотел, вот и начал «вразумлять».
— В церковь-то хоть ходишь?
— Хожу,- смиренно отвечал усталый странник.
— А молитвы знаешь?
— Знаю, скромно отвечал вопрошаемый.
— А ну-ка читай мне молитву! — И богач назвал ту молитву, которую хотел услышать, дабы проверить, насколько путник благочестив.
Стал святой Николай читать молитву, да и забыл слова. Уж очень он устал в дороге.
— Ааааа! — Воскричал богач. — Вот иди! И учи! Потом уж стучи в дом людей достойных!
Пошел дальше усталый Николай. Приютил его тогда один бедняк. Поделился последним куском хлеба. Уложил на жесткую лавку — сам на полу рядом примостился…
Почему я вспомнила этот маленький рассказ…
Просто сидел у подножия великолепного собора, монументальной лестницы, ведущей в храм, странный нищий.
2
На другой стороне Якорной площади стояла сувенирная палатка, а изображенный на ней собор «виртуальный», почему-то оказался почти одного масштаба с настоящим.
5
Затревожилось сердце.
И все ж надеждится!
3
Едут люди в Кронштадт. Идут к Никольскому Морскому собору. Желают видеть, знать и верить. А это главное!